Весь
мир, затаив дыхание, ждал церемонию открытия XXII зимних Олимпийских
игр в Сочи: что сможет продемонстрировать Россия, на что она способна.
Все ждали грандиозного шоу. И мы его получили. Прочитав отзывы в сети,
поговорив со зрителями, могу утверждать, что церемония произвела более
чем хорошее впечатление: о ней говорят с восторгом, обсуждают, смакуют
подробности. Как зритель, от себя могу добавить, что плакала от счастья
и гордости за свою страну. На особенно сильных моментах торжества
читала явное восхищение даже на лицах видавших виды зарубежных
журналистов. Предлагаю читателям «ДР» еще раз окунуться в атмосферу
большого праздника, свидетелями которого стали три миллиарда человек по
всему миру…

Праздник для зрителей стартовал еще за час до начала
официальной церемонии. «Разогревали» сорокатысячный стадион «Фишт»
ведущие Первого канала Иван Ургант и Яна Чурикова. Выступила с «Гимном
болельщиков» группа «Токио», а воссоединившаяся ненадолго группа «Тату»
исполнила знаменитую «Нас не догонят». Ведущие запускали по стадиону
огромную живую волну. А после неутомимый Ургант объявил «Обнимашки»,
предлагая всем обниматься друг с другом, и сам первый обнялся с
операторами. Ведущие объяснили зрителям, как использовать во время
церемонии выданные светодиодные медали, и «проверили» крепость голосовых
связок зрителей, призывая кричать, пока проецированный на сцену
псевдо-измеритель уровня звука не достиг высшей красной отметки. Эти
«навыки» понадобились, когда стадион, как один, громогласно отсчитывал
последние секунды до начала церемонии: 10, 9, 8…

«Один», — тихо
произносит главная героиня церемонии — девочка по имени Любовь
(одиннадцатилетняя гимнастка Лиза Темникова из г. Краснодара), и сказка
начинается. По замыслу, мы путешествуем по сновидениям девочки. А она
видит, как по небу плывет великая страна, где на территории более 17
миллионов квадратных километров, пересекающей 9 часовых поясов, живут
около 180 национальностей; страна, в которой встречаются все времена
года, которую опоясывает самая длинная береговая линия.

Выплывающие
из темноты фигуры Уральских гор, Камчатских вулканов, русских деревень и
чукотских чумов благодаря необычному освещению для тех, кто находится
на стадионе, действительно выглядят, как мираж. Когда на зрителей начал
падать снег (пена, распыляемая специальными приборами), чувство
непосредственного участия в происходящем на сцене стало только острее.
Пять огромных снежинок сплелись друг с другом и, раскрывшись, образовали
главный символ Олимпийских игр — Олимпийские кольца. Одна из снежинок
не раскрылась — единственная явная помарка на церемонии, на которую
потом с удовольствием ссылались некоторые злопыхатели из британских СМИ.

Отличным
режиссерским решением был оформлен парад спортсменов. Такого мир,
действительно, еще не видел! На сцене — огромная проекция земного шара.
Как только диктор произносит название страны-участницы, ночная планета
начинает движение и ярким светом загораются условные географические
очертания названного государства: кажется, будто спортсмены выходят
прямиком из родных пенатов. Музыкальное сопровождение парада атлетов
тоже было оригинальным и звучало впервые на Играх: работа популярного
диджея Леонида Руденко.
Появление российской сборной буквально
взорвало стадион: «Фишт» гудел так, что барабанные перепонки едва не
лопались. Символичную песню «Нас не догонят» диджей наложил на известную
музыку из композиции «We will you rock you», поэтому зрители не только
кричали, свистели и подпевали песне «Тату», но и самозабвенно
(по-другому не скажешь) отбивали в такт ногами и ладошками.

Наверное, это был один из самых патриотически сильных моментов церемонии: у многих я видела слезы на глазах.
Богатую
и долгую историю страны, ее культурные и научные достижения, ее
неповторимые традиции организаторы церемонии показали через призму
современных технологий и при помощи классической русской музыки. Больше
всего, по моим наблюдениям,
заинтересовала и заинтриговала зарубежных гостей демонстрация
масляничных гуляний: огромные дымковские игрушки, уличные артисты,
акробаты. Мои соседи — журналисты из США и Японии — вооружившись
телефонами и планшетами, спешили запечатлеть экзотичную картинку на
память. Российских зрителей, согласно проведенному мной опросу,
очаровали больше «Первый бал Наташи Ростовой» и выступление звезд
русского балета. От себя бы хотела отметить изображенную в авангардном
стиле Октябрьскую революцию. Эта часть представления началась очень
мощно: с огромного красного паровоза, который стремительно ворвался на
стадион. Для зрителей в «Фиште» — это было настолько реально, что можно
сравнить разве только с эффектом 5D в кинотеатре. Динамичные фигуры
комбайнов, тракторов, станков, супрематический балет рабочих — и все в
огненно-красном цвете — продолжили тему. Сильным местом стало появление
под тяжелую музыку верхней части фигур «Рабочего и крестьянки» с серпом и
молотом. По экрану показывали вид сверху, с помощью проекции создавая
образ города. Но и с места картинка была не менее потрясающей!

Когда
объявили появление голубя мира и на сцену выбежали девушки в головных
уборах со светодиодными нитями, зрители, не усматривая связь,
недоумевали, но недолго. Головокружительная балетная хореография вкупе с
современными технологиями и бессмертной музыкой П. Чайковского создали
эмоционально яркий и по-волшебному красивый образ светящегося голубя —
еще одно инновационное режиссерское решение.

Кульминационное действо
праздника — церемонию зажжения Олимпийского огня организаторы до
последнего держали в секрете. Зрители следили с придыханием, как факел,
прошедший всю страну и побывавший в космосе, передавали друг другу
прославленные спортсмены Мария Шарапова, Елена Исинбаева, Александр
Карелин, Алина Кабаева, пока он не оказался в руках Владислава Третьяка и
Ирины Родниной. «Где зажжется огонь? Почему нет никаких конструкций?» —
спрашивали друг у друга зрители. Факелоносцы через коридор артистов и
волонтеров церемонии открытия выбежали со стадиона и зажгли малую чашу,
установленную в Олимпийском парке. За действом зрители следили по
четырем огромным экранам, установленным на стадионе, подбадривая
факелоносцев аплодисментами и криками. Когда огненная дорожка побежала
вверх, к главной чаше, и зажгла символ Олимпийских игр в Сочи, казалось,
плакали все.

Стадион объял страшный гул. Это взрывались салюты,
установленные на крыше «Фишта». По официальным данным, было заготовлено
около 22,5 тонн фейерверков. За плясками разноцветных огней можно было
следить на экранах, но большинство зрителей ринулись к выходам, чтобы
увидеть сказочно окрашенное небо воочию. К счастью, все проходило
цивилизованно и без давки. Так же спокойно  зрители покидали Олимпийский
парк.
Такое половодье чувств играло и бурлило внутри: восхищение,
гордость, чувства счастья и радости, ну и немножко — сожаления, что все
уже закончилось. Идешь и боишься «расплескать» это эмоциональное
богатство, что-то забыть, упустить. А самый главный вопрос в голове:
«Неужели я там была и все видела своими глазами?!»

Вспомнила слова
главного креативного директора церемонии открытия, автора сценария
Константина Эрнста: «Что Россия в глазах обывателя? Икра, матрешка,
балалайка, ушанка, медведь. Это, конечно, наше все, но это — не мы.
Хотелось разрушить стереотип. Хотелось рассказать людям планеты Земля о
том, что есть наша страна, и о своей любви к ней, рассказать историю
целой страны через сны маленькой девочки, рассказать так, как еще не
рассказывал никто…»

И у него это получилось. У нас всех это получилось! Это наш общий праздник — праздник большой единой страны Россия!

Фатима БИДЖИЕВА,
корреспондент «ДР» на XXII зимних Олимпийских играх.