Федеральный закон от 17 июля
2009 г. N 172—ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов»
Принят Государственной Думой
3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7
июля 2009 года
Комментарий ГАРАНТа
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон
устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях
выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются
положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения
или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также
положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные
требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для
проявления коррупции.
Комментарий ГАРАНТа
Статья 2
Основными принципами организации
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во
взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и
проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их
должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Комментарий ГАРАНТа
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации — в
соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О
прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной
прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной
Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной
власти в области юстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в
порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их
должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в
порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих
федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и
организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной
Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих
полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов
органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина;
2) государственной и муниципальной
собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового,
таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного
законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства,
регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных
организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального
закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим
(замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности
государственной или муниципальной службы.
Комментарий ГАРАНТа
3. Федеральный орган исполнительной
власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов,
проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений
Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами
исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при
проведении их правовой экспертизы;
2) проектов концепций и технических
заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных
отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их
правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и
организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер,
а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной
регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации — при мониторинге их применения.
Комментарий ГАРАНТа
4. Органы, организации, их должностные
лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых
актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой
экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные
лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных
правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не
относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Комментарий ГАРАНТа
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых
актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении
нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при
проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3
настоящего Федерального закона (далее — заключение).
2. В требовании прокурора об изменении
нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в
нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении
нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению
соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в
десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном
порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в
соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного
правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный
орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке
органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении
нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
5. Заключение носит рекомендательный
характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,
организацией или должностным лицом.
6. Разногласия, возникающие при оценке
указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном
порядке.
Комментарий ГАРАНТа
Статья 5
1. Институты гражданского общества и
граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами
Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов).
2. В заключении по результатам
независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в
нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит
обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым
оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам
рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу,
направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении
отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Комментарий ГАРАНТа
Президент |
Д. Медведев |
Москва,
Кремль
17
июля 2009 г.
N
172-ФЗ